Первая часть курса знакомит слушателей с основными этапами динамики науки в Западной культуре, формирует знание о природе науки, соотношении фундаментального и прикладного знания в современных исследованиях. Вторая часть курса представляет конкретизацию основных черт современных социально-гуманитарных наук, преследуемых ими целей и задач, а также применяемых ими методов и подходов.

О курсе

Курс построен в соответствии с программой кандидатского минимума для аспирантов. В нем рассмотрены общие закономерности развития науки, её генезис, история, структура. Раскрывается динамика научного знания в Западной культуре, изменение типов научной рациональности, социокультурная обусловленность научного исследования, этика науки. Анализируются актуальные проблемы современной философии науки: релятивизация научного знания, научный реализм, объективность научного знания. Также слушатели курса изучат основные исследовательские программы в сфере современной философии науки, их содержание, применяемые методологии и притязания.

Слушатели изучат также основные исследовательские программы в сфере современной философии науки: их содержание, применяемые методологии, притязания, что позволит приобрести навыки их анализа. Материал курса представлен посредством критического анализа содержания и эвристического потенциала основных исследовательских программ, определяющих облик современного социального и гуманитарного знания: герменевтика, критическая теория, структурализм и постструктурализм.

Преподаватели

Черникова Ирина Васильевна
доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой философии и методологии науки философского факультета НИ ТГУ

Формат

Курс включает:

  • словарь-тезаурус.

Предусмотрено итоговое контрольное тестирование по содержанию всего курса. Финальная оценка результатов обучения формируется на основе данных итогового тестирования и еженедельного контроля.

В качестве дополнительных ресурсов слушателям рекомендуется использовать литературу и источники, список которых даётся в сопроводительных материалах к курсу.

Требования

Курс ориентирован на аспирантов любых вузов всех специальностей, которым необходимо сдать зачет по курсу «История и философия науки. Общие проблемы философии науки», а также соответствующий кандидатский экзамен.

Требуется умение пользоваться оригинальными текстами по истории и философии науки, знание основ философии и философской теории познания.

Результаты обучения

Процесс изучения курса направлен на формирование следующих универсальных компетенций:

  • УК-2 – способность проектировать и осуществлять комплексные исследования, в том числе междисциплинарные, на основе целостного системного научного мировоззрения с использованием знаний в области истории и философии науки

  • УК-3 – готовность участвовать в работе российских и международных исследовательских коллективов по решению научных и научно-образовательных задач

Направления подготовки

Для аспирантов и соискателей, которым необходимо сдать зачет по курсу «История и философия науки. Общие проблемы философии науки», а также соответствующий кандидатский экзамен.

Первая часть курса знакомит слушателей с основными этапами динамики науки в Западной культуре, формирует знание о природе науки, соотношении фундаментального и прикладного знания в современных исследованиях. Вторая часть курса представляет основные этапы развития химии и наук о Земле; слушатели получат возможность расширить представления о методологических практиках, применяемых в естествознании.

О курсе

Первая часть курса построена в соответствии с программой кандидатского минимума для аспирантов. В ней рассмотрены общие закономерности развития науки, её генезис, история, структура. Раскрывается динамика научного знания в Западной культуре, изменение типов научной рациональности, социокультурная обусловленность научного исследования, этика науки. Анализируются актуальные проблемы современной философии науки: релятивизация научного знания, научный реализм, объективность научного знания. Также слушатели курса изучат основные исследовательские программы в сфере современной философии науки, их содержание, применяемые методологии и притязания.

При изучении второй части данного курса слушатели получат возможность выйти за пределы своей профессиональной деятельности и выработать к ней рефлективное отношение. Благодаря изучению общих черт и особенностей науки, как формы познания и деятельности человека слушатели получат начальные навыки философского анализа науки. Знание, которое они освоят, может быть использовано ими контекст, в который могут быть помещены те или иные продукты исследовательской деятельности для определения их эвристического потенциала.

Слушатели окажутся в рефлексивной позиции к своей исследовательской деятельности. Анализ проблем, с которыми сталкивались выдающиеся химики, геологи, географы, позволит слушателям по-новому взглянуть на прошлое и будущее науки, увидеть свое место в системе получения новых знаний о природе.

Преподаватели

Черникова Ирина Васильевна
доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой философии и методологии науки философского факультета НИ ТГУ

Ситникова Дарья Леонидовна
кандидат философских наук, доцент, доцент кафедры философии и методологии науки философского факультета НИ ТГУ

Формат

Курс включает:

Предусмотрено итоговое задание по содержанию всего курса. 

Курс рассчитан на 10 недель изучения. Недельная учебная нагрузка обучающихся по курсу составляет 8–12 часов. Общая трудоемкость курса – 3 зачетные единицы.

В качестве дополнительных ресурсов слушателям рекомендуются использовать литературу и источники, список которых даётся в сопроводительных материалах к курсу.

Требования

Курс ориентирован на аспирантов и соискателей, которым необходимо сдать зачет по курсам «История и философия науки. Общие проблемы философии науки» и «Философия естественных наук (химические науки и науки о Земле)», а также соответствующий кандидатский экзамен.

От учащихся потребуется умение пользоваться оригинальными текстами по истории и философии науки, знание основ философии и философской теории познания.

Результаты обучения

Процесс изучения курса направлен на формирование следующих универсальных компетенций:

  • УК-2 – способность проектировать и осуществлять комплексные исследования, в том числе междисциплинарные, на основе целостного системного научного мировоззрения с использованием знаний в области истории и философии науки
  • УК-3 – готовность участвовать в работе российских и международных исследовательских коллективов по решению научных и научно-образовательных задач

Направления подготовки

Для аспирантов всех тех специальностей, которым необходимо сдать зачет по курсам «История и философия науки. Общие проблемы философии науки» и «История и философия науки. Философия естественных наук (химические науки и науки о Земле)», а также соответствующий кандидатский экзамен.

Первая часть курса знакомит с основными этапами динамики науки в Западной культуре, формирует знание о природе науки, соотношении фундаментального и прикладного знания в современных исследованиях. Вторая часть курса представляет критический анализ основных философских принципов, лежащих в основе современных физико-математических наук и определяют их эвристический потенциал и тенденции их развития.

О курсе

Первая часть курса построена в соответствии с программой кандидатского минимума для аспирантов. В ней рассмотрены общие закономерности развития науки, её генезис, история, структура. Раскрывается динамика научного знания в Западной культуре, изменение типов научной рациональности, социокультурная обусловленность научного исследования, этика науки. Анализируются актуальные проблемы современной философии науки: релятивизация научного знания, научный реализм, объективность научного знания. Также слушатели курса изучат основные исследовательские программы в сфере современной философии науки, их содержание, применяемые методологии и притязания.

При изучении второй части данного курса слушатели получат возможность выйти за пределы своей профессиональной деятельности и выработать к ней рефлективное отношение. Благодаря изучению общих черт и особенностей науки, как формы познания и деятельности человека слушатели получат начальные навыки философского анализа науки. Знание, которое они освоят, может быть использовано ими контекст, в который могут быть помещены те или иные продукты исследовательской деятельности для определения их эвристического потенциала.

Курс предполагает выявление, характеристику и анализ основных методов и подходов, используемых в современных физико-математических науках, анализ основных исследовательских программ, определяющих облик современного математического, физического знания и информатики.

Преподаватели

Черникова Ирина Васильевна
доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой философии и методологии науки философского факультета НИ ТГУ

Суровцев Валерий Александрович

доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой истории философии и логики философского факультета НИ ТГУ

 Ладов Всеволод Адольфович

 доктор философских наук, профессор, профессор кафедры онтологии, теории познания и социальной философии философского факультета НИ ТГУ

Формат

Курс включает:

Предусмотрено итоговое задание по содержанию всего курса. 

Курс рассчитан на 10 недель изучения. Недельная учебная нагрузка обучающихся по курсу составляет 8–12 часов. Общая трудоемкость курса – 3 зачетные единицы.

В качестве дополнительных ресурсов слушателям рекомендуются использовать литературу и источники, список которых даётся в сопроводительных материалах к курсу.

Требования

Курс ориентирован на аспирантов и соискателей, которым необходимо сдать зачет по курсам «История и философия науки. Общие проблемы философии науки» и «История и философия науки. Философия техники и технических наук», а также соответствующий кандидатский экзамен.

От учащихся потребуется умение пользоваться оригинальными текстами по истории и философии науки, знание основ философии и философской теории познания.

Результаты обучения

В результате освоения курса аспирант должен:

Знать:

  • предмет и проблемное поле истории и философии науки, характер современных социальных проблем, связанных с особенностями функционирования данной сферы общества;
  • уметь отвечать на вопросы о природе науки, общих закономерностях научного познания в его историческом развитии и в изменяющемся социокультурном контексте;
  • знать основные школы философии науки и основных представителей отечественной и зарубежной философии науки;
  • ориентироваться в основных методологических и мировоззренческих проблемах, возникающих в науке на современном этапе ее развития;
  • сформировать навыки методологического анализа в области теоретических и прикладных исследований.

Уметь:

  • использовать базовые теоретические знания для решения профессиональных задач;
  • применять на практике базовые профессиональные навыки;

Владеть:

  • информацией по данной дисциплине, на уровне умения вести дискуссию и отстаивать собственную точку зрения.

Формируемые компетенции

Процесс изучения дисциплины «История и философия науки» направлен на формирование следующих универсальных компетенций:

  • УК-2 – способность проектировать и осуществлять комплексные исследования, в том числе междисциплинарные, на основе целостного системного научного мировоззрения с использованием знаний в области истории и философии науки
  • УК-3 – готовность участвовать в работе российских и международных исследовательских коллективов по решению научных и научно-образовательных задач

Направления подготовки

Для аспирантов всех тех специальностей, которым необходимо сдать зачет по курсам «История и философия науки. Общие проблемы философии науки» и «История и философия науки Философия естественных наук (физико-математические науки)», а также соответствующий кандидатский экзамен.

 

Первая часть курса знакомит слушателей с основными этапами динамики науки в Западной культуре, формирует знание о природе науки, соотношении фундаментального и прикладного знания в современных исследованиях. Вторая часть курса представляет опыт исследований философии техники и методологии технического знания, раскрывающих особенности технических знаний и истории инженерно-технических дисциплин.

О курсе

Первая часть курса построена в соответствии с программой кандидатского минимума для аспирантов. В ней рассмотрены общие закономерности развития науки, её генезис, история, структура. Раскрывается динамика научного знания в Западной культуре, изменение типов научной рациональности, социокультурная обусловленность научного исследования, этика науки. Анализируются актуальные проблемы современной философии науки: релятивизация научного знания, научный реализм, объективность научного знания. Также слушатели курса изучат основные исследовательские программы в сфере современной философии науки, их содержание, применяемые методологии и притязания.

При изучении второй части данного курса слушатели получат возможность выйти за пределы своей профессиональной деятельности и выработать к ней рефлективное отношение. Благодаря изучению общих черт и особенностей науки, как формы познания и деятельности человека слушатели получат начальные навыки философского анализа науки. Знание, которое они освоят, может быть использовано ими контекст, в который могут быть помещены те или иные продукты исследовательской деятельности для определения их эвристического потенциала.

Системный и интегративный характер инженерных задач обусловливает тесное взаимодействие естественных, технических и социально-гуманитарных наук, конкретным проявлением которого является появление информатики и информационных технологий. В этом контексте рассматривается техносфера современного постиндустриального общества, положение человека в современной социально-технической среде, особенности современных социальных систем и перспективы глобального технического развития.

Преподаватели

Черникова Ирина Васильевна

доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой философии и методологии науки философского факультета НИ ТГУ

Чешев Владислав Васильевич

доктор философских наук, профессор кафедры философии и методологии науки философского факультета НИ ТГУ

 

Формат

Курс включает:

  • тематические видеолекции;

  • тестовые задания на оценку (по 8–20 вопросов к каждому разделу курса) и задания на взаимную оценку ;

  • вопросы для самопроверки.

Предусмотрено итоговое задание по содержанию всего курса. 

Курс рассчитан на 10 недель изучения. Недельная учебная нагрузка обучающихся по курсу составляет 8–12 часов. Общая трудоемкость курса – 3 зачетные единицы.

В качестве дополнительных ресурсов слушателям рекомендуются использовать литературу и источники, список которых даётся в сопроводительных материалах к курсу.

Требования

Курс ориентирован на аспирантов и соискателей, которым необходимо сдать зачет по курсам «История и философия науки. Общие проблемы философии науки» и «История и философия науки. Философия техники и технических наук», а также соответствующий кандидатский экзамен.

От учащихся потребуется умение пользоваться оригинальными текстами по истории и философии науки, знание основ философии и философской теории познания.

Результаты обучения

В результате освоения курса аспирант должен:

Знать:

  • предмет и проблемное поле истории и философии науки, характер современных социальных проблем, связанных с особенностями функционирования данной сферы общества;

  • уметь отвечать на вопросы о природе науки, общих закономерностях научного познания в его историческом развитии и в изменяющемся социокультурном контексте;

  • знать основные школы философии науки и основных представителей отечественной и зарубежной философии науки;

  • ориентироваться в основных методологических и мировоззренческих проблемах, возникающих в науке на современном этапе ее развития;

  • сформировать навыки методологического анализа в области теоретических и прикладных исследований.

Уметь:

  • использовать базовые теоретические знания для решения профессиональных задач;

  • применять на практике базовые профессиональные навыки;

Владеть:

  • информацией по данной дисциплине, на уровне умения вести дискуссию и отстаивать собственную точку зрения.

Формируемые компетенции

Процесс изучения курса направлен на формирование следующих универсальных компетенций:

  • УК-2 – способность проектировать и осуществлять комплексные исследования, в том числе междисциплинарные, на основе целостного системного научного мировоззрения с использованием знаний в области истории и философии науки

  • УК-3 – готовность участвовать в работе российских и международных исследовательских коллективов по решению научных и научно-образовательных задач

Направления подготовки
Для аспирантов и соискателей, которым необходимо сдать зачет по курсам «История и философия науки (общие проблемы философии науки)» и «История и философия науки. Философия техники и технических наук», а также соответствующий кандидатский экзамен.

 

Первая часть курса знакомит слушателей с основными этапами динамики науки в Западной культуре, формирует знание о природе науки, соотношении фундаментального и прикладного знания в современных исследованиях. Вторая часть курса представляет конкретизацию основных черт современных социально-гуманитарных наук, преследуемых ими целей и задач, а также применяемых ими методов и подходов.

О курсе

Первая часть курса построена в соответствии с программой кандидатского минимума для аспирантов. В ней рассмотрены общие закономерности развития науки, её генезис, история, структура. Раскрывается динамика научного знания в Западной культуре, изменение типов научной рациональности, социокультурная обусловленность научного исследования, этика науки. Анализируются актуальные проблемы современной философии науки: релятивизация научного знания, научный реализм, объективность научного знания. Также слушатели курса изучат основные исследовательские программы в сфере современной философии науки, их содержание, применяемые методологии и притязания.

При изучении второй части данного курса слушатели получат возможность выйти за пределы своей профессиональной деятельности и выработать к ней рефлективное отношение. Благодаря изучению общих черт и особенностей науки, как формы познания и деятельности человека слушатели получат начальные навыки философского анализа науки. Знание, которое они освоят, может быть использовано ими контекст, в который могут быть помещены те или иные продукты исследовательской деятельности для определения их эвристического потенциала.


Слушатели изучат также основные исследовательские программы в сфере современной философии науки: их содержание, применяемые методологии, притязания, что позволит приобрести навыки их анализа. Материал курса представлен посредством критического анализа содержания и эвристического потенциала основных исследовательских программ, определяющих облик современного социального и гуманитарного знания: герменевтика, критическая теория, структурализм и постструктурализм.

Преподаватели

Черникова Ирина Васильевна
доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой философии и методологии науки философского факультета НИ ТГУ

Сыров Василий Николаевич

доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой онтологии, теории познания и социальной философии философского факультета НИ ТГУ

 Петрова Галина Ивановна

 доктор философских наук, профессор, профессор кафедры онтологии, теории познания и социальной философии философского факультета НИ ТГУ

Петренко Валерия Владимировна

кандидат философских наук, доцент, доцент кафедры онтологии, теории познания и социальной философии философского факультета НИ ТГУ

Агафонова Елена Васильевна

кандидат философских наук, доцент, доцент кафедры онтологии, теории познания и социальной философии философского факультета НИ ТГУ

Формат

Курс включает:

  • словарь-тезаурус.

Предусмотрено итоговое контрольное тестирование по содержанию всего курса. Финальная оценка результатов обучения формируется на основе данных итогового тестирования и еженедельного контроля.

Курс рассчитан на 10 недель изучения. Недельная учебная нагрузка обучающихся по курсу составляет 8–12 часов. Общая трудоемкость курса – 3 зачетные единицы.

В качестве дополнительных ресурсов слушателям рекомендуется использовать литературу и источники, список которых даётся в сопроводительных материалах к курсу.

Требования

Курс ориентирован на аспирантов любых вузов всех специальностей, которым необходимо сдать зачет по курсам «История и философия науки. Общие проблемы философии науки» и «История и философия науки. Философия социально-гуманитарных наук», а также соответствующий кандидатский экзамен.

Требуется умение пользоваться оригинальными текстами по истории и философии науки, знание основ философии и философской теории познания.

Результаты обучения

Процесс изучения курса направлен на формирование следующих универсальных компетенций:

  • УК-2 – способность проектировать и осуществлять комплексные исследования, в том числе междисциплинарные, на основе целостного системного научного мировоззрения с использованием знаний в области истории и философии науки

  • УК-3 – готовность участвовать в работе российских и международных исследовательских коллективов по решению научных и научно-образовательных задач

Направления подготовки

Для аспирантов и соискателей, которым необходимо сдать зачет по курсам «История и философия науки. Общие проблемы философии науки» и «История и философия науки. Философия социально-гуманитарных наук», а также соответствующий кандидатский экзамен.

Первая часть курса знакомит слушателей с основными этапами динамики науки в Западной культуре, формирует знание о природе науки, соотношении фундаментального и прикладного знания в современных исследованиях. Вторая часть курса представляет собой характеристику основных черт и специфики естественнонаучного знания, предметностью которого является жизнь и живые системы (биология, экология, медицина)

О курсе

Первая часть курса построена в соответствии с программой кандидатского минимума для аспирантов. В ней рассмотрены общие закономерности развития науки, её генезис, история, структура. Раскрывается динамика научного знания в Западной культуре, изменение типов научной рациональности, социокультурная обусловленность научного исследования, этика науки. Анализируются актуальные проблемы современной философии науки: релятивизация научного знания, научный реализм, объективность научного знания. Также слушатели курса изучат основные исследовательские программы в сфере современной философии науки, их содержание, применяемые методологии и притязания.

При изучении второй части данного курса слушатели получат возможность выйти за пределы своей профессиональной деятельности и выработать к ней рефлективное отношение. Благодаря изучению общих черт и особенностей науки, как формы познания и деятельности человека слушатели получат начальные навыки философского анализа науки. Знание, которое они освоят, может быть использовано ими контекст, в который могут быть помещены те или иные продукты исследовательской деятельности для определения их эвристического потенциала.

Слушатели окажутся в рефлексивной позиции к своей исследовательской деятельности. Анализ проблем, с которыми сталкивались выдающиеся биологи, экологи, медики, позволит слушателям по-новому взглянуть на прошлое и будущее науки, увидеть свое место в системе получения новых знаний о природе.

Преподаватели

Черникова Ирина Васильевна
доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой философии и методологии науки философского факультета НИ ТГУ

Осаченко Юлия Станиславовна

кандидат философских наук

Формат

Курс включает:

  • тематические видеолекции;
  • тестовые задания на оценку (по 8–20 вопросов к каждому разделу курса);
  • творческие задания (эссе);
  • вопросы для самопроверки.

Предусмотрено итоговое задание по содержанию всего курса. 

Курс рассчитан на 10 недель изучения. Недельная учебная нагрузка обучающихся по курсу составляет 8–12 часов. Общая трудоемкость курса – 3 зачетные единицы.

В качестве дополнительных ресурсов слушателям рекомендуются использовать литературу и источники, список которых даётся в сопроводительных материалах к курсу.

Требования

Курс ориентирован на аспирантов и соискателей, которым необходимо сдать зачет по курсам «История и философия науки. Общие проблемы философии науки» и «История и философия науки. Философия техники и технических наук», а также соответствующий кандидатский экзамен.

От учащихся потребуется умение пользоваться оригинальными текстами по истории и философии науки, знание основ философии и философской теории познания.

Результаты обучения

В результате освоения курса аспирант должен:

Знать:

  • предмет и проблемное поле истории и философии науки, характер современных социальных проблем, связанных с особенностями функционирования данной сферы общества;
  • уметь отвечать на вопросы о природе науки, общих закономерностях научного познания в его историческом развитии и в изменяющемся социокультурном контексте;
  • знать основные школы философии науки и основных представителей отечественной и зарубежной философии науки;
  • ориентироваться в основных методологических и мировоззренческих проблемах, возникающих в науке на современном этапе ее развития;
  • сформировать навыки методологического анализа в области теоретических и прикладных исследований.

Уметь:

  • использовать базовые теоретические знания для решения профессиональных задач;
  • применять на практике базовые профессиональные навыки;

Владеть:

  • информацией по данной дисциплине, на уровне умения вести дискуссию и отстаивать собственную точку зрения.

Формируемые компетенции

Процесс изучения курса направлен на формирование следующих универсальных компетенций:

  • УК-2 – способность проектировать и осуществлять комплексные исследования, в том числе междисциплинарные, на основе целостного системного научного мировоззрения с использованием знаний в области истории и философии науки
  • УК-3 – готовность участвовать в работе российских и международных исследовательских коллективов по решению научных и научно-образовательных задач

Направления подготовки

Для аспирантов и соискателей, которым необходимо сдать зачет по курсам «История и философия науки. Общие проблемы философии науки» и «История и философия науки. Философия наук о живой природе», а также соответствующий кандидатский экзамен.