Первая часть курса знакомит слушателей с основными этапами динамики науки в Западной культуре, формирует знание о природе науки, соотношении фундаментального и прикладного знания в современных исследованиях. Вторая часть курса представляет конкретизацию основных черт современных социально-гуманитарных наук, преследуемых ими целей и задач, а также применяемых ими методов и подходов.
О курсе
Курс построен в соответствии с программой кандидатского минимума для аспирантов. В нем рассмотрены общие закономерности развития науки, её генезис, история, структура. Раскрывается динамика научного знания в Западной культуре, изменение типов научной рациональности, социокультурная обусловленность научного исследования, этика науки. Анализируются актуальные проблемы современной философии науки: релятивизация научного знания, научный реализм, объективность научного знания. Также слушатели курса изучат основные исследовательские программы в сфере современной философии науки, их содержание, применяемые методологии и притязания.
Слушатели изучат также основные исследовательские программы в сфере современной философии науки: их содержание, применяемые методологии, притязания, что позволит приобрести навыки их анализа. Материал курса представлен посредством критического анализа содержания и эвристического потенциала основных исследовательских программ, определяющих облик современного социального и гуманитарного знания: герменевтика, критическая теория, структурализм и постструктурализм.
Преподаватели
Черникова Ирина Васильевна |
Формат
Курс включает:
-
тематические видеолекции;
-
тестовые задания на оценку (по 8–20 вопросов к каждому разделу курса);
- вопросы для самопроверки;
-
словарь-тезаурус.
Предусмотрено итоговое контрольное тестирование по содержанию всего курса. Финальная оценка результатов обучения формируется на основе данных итогового тестирования и еженедельного контроля.
Информационные ресурсы
В качестве дополнительных ресурсов слушателям рекомендуется использовать литературу и источники, список которых даётся в сопроводительных материалах к курсу.
Требования
Курс ориентирован на аспирантов любых вузов всех специальностей, которым необходимо сдать зачет по курсу «История и философия науки. Общие проблемы философии науки», а также соответствующий кандидатский экзамен.
Требуется умение пользоваться оригинальными текстами по истории и философии науки, знание основ философии и философской теории познания.
Результаты обучения
Процесс изучения курса направлен на формирование следующих универсальных компетенций:
-
УК-2 – способность проектировать и осуществлять комплексные исследования, в том числе междисциплинарные, на основе целостного системного научного мировоззрения с использованием знаний в области истории и философии науки
-
УК-3 – готовность участвовать в работе российских и международных исследовательских коллективов по решению научных и научно-образовательных задач
Направления подготовки
Для аспирантов и соискателей, которым необходимо сдать зачет по курсу «История и философия науки. Общие проблемы философии науки», а также соответствующий кандидатский экзамен.
- Преподаватель: Андреева Валентина Валерьевна
- Преподаватель: Коротаев Александр Григорьевич
- Преподаватель: Липовских Наталья Владимировна
- Преподаватель: Риль Егор Сергеевич
- Преподаватель: Румянцева Екатерина Николаевна
- Преподаватель: Тарабанов Николай Александрович
- Преподаватель: Фаненштиль Татьяна Владимировна
- Преподаватель: Хмелева Марина Григорьевна
- Преподаватель: Черникова Ирина Васильевна
- Преподаватель: Шелковников Владимир Витальевич
Первая часть курса знакомит слушателей с основными этапами динамики науки в Западной культуре, формирует знание о природе науки, соотношении фундаментального и прикладного знания в современных исследованиях. Вторая часть курса представляет основные этапы развития химии и наук о Земле; слушатели получат возможность расширить представления о методологических практиках, применяемых в естествознании.
О курсе
Первая часть курса построена в соответствии с программой кандидатского минимума для аспирантов. В ней рассмотрены общие закономерности развития науки, её генезис, история, структура. Раскрывается динамика научного знания в Западной культуре, изменение типов научной рациональности, социокультурная обусловленность научного исследования, этика науки. Анализируются актуальные проблемы современной философии науки: релятивизация научного знания, научный реализм, объективность научного знания. Также слушатели курса изучат основные исследовательские программы в сфере современной философии науки, их содержание, применяемые методологии и притязания.
При изучении второй части данного курса слушатели получат возможность выйти за пределы своей профессиональной деятельности и выработать к ней рефлективное отношение. Благодаря изучению общих черт и особенностей науки, как формы познания и деятельности человека слушатели получат начальные навыки философского анализа науки. Знание, которое они освоят, может быть использовано ими контекст, в который могут быть помещены те или иные продукты исследовательской деятельности для определения их эвристического потенциала.
Слушатели окажутся в рефлексивной позиции к своей исследовательской деятельности. Анализ проблем, с которыми сталкивались выдающиеся химики, геологи, географы, позволит слушателям по-новому взглянуть на прошлое и будущее науки, увидеть свое место в системе получения новых знаний о природе.
Преподаватели
Черникова Ирина Васильевна |
||
Ситникова Дарья Леонидовна |
Формат
Курс включает:
-
тематические видеолекции;
-
тестовые задания на оценку (по 8–20 вопросов к каждому разделу курса);
- вопросы для самопроверки.
Предусмотрено итоговое задание по содержанию всего курса.
Курс рассчитан на 10 недель изучения. Недельная учебная нагрузка обучающихся по курсу составляет 8–12 часов. Общая трудоемкость курса – 3 зачетные единицы.
Информационные ресурсы
В качестве дополнительных ресурсов слушателям рекомендуются использовать литературу и источники, список которых даётся в сопроводительных материалах к курсу.
Требования
Курс ориентирован на аспирантов и соискателей, которым необходимо сдать зачет по курсам «История и философия науки. Общие проблемы философии науки» и «Философия естественных наук (химические науки и науки о Земле)», а также соответствующий кандидатский экзамен.
От учащихся потребуется умение пользоваться оригинальными текстами по истории и философии науки, знание основ философии и философской теории познания.
Результаты обучения
Процесс изучения курса направлен на формирование следующих универсальных компетенций:
- УК-2 – способность проектировать и осуществлять комплексные исследования, в том числе междисциплинарные, на основе целостного системного научного мировоззрения с использованием знаний в области истории и философии науки
- УК-3 – готовность участвовать в работе российских и международных исследовательских коллективов по решению научных и научно-образовательных задач
Направления подготовки
Для аспирантов всех тех специальностей, которым необходимо сдать зачет по курсам «История и философия науки. Общие проблемы философии науки» и «История и философия науки. Философия естественных наук (химические науки и науки о Земле)», а также соответствующий кандидатский экзамен.- Преподаватель: Липовских Наталья Владимировна
- Преподаватель: Риль Егор Сергеевич
- Преподаватель: Румянцева Екатерина Николаевна
- Преподаватель: Ситникова Дарья Леонидовна
- Преподаватель: Фаненштиль Татьяна Владимировна
- Преподаватель: Хмелева Марина Григорьевна
- Преподаватель: Черникова Ирина Васильевна
- Преподаватель: Чикин Юрий Александрович
Первая часть курса знакомит с основными этапами динамики науки в Западной культуре, формирует знание о природе науки, соотношении фундаментального и прикладного знания в современных исследованиях. Вторая часть курса представляет критический анализ основных философских принципов, лежащих в основе современных физико-математических наук и определяют их эвристический потенциал и тенденции их развития.
О курсе
Первая часть курса построена в соответствии с программой кандидатского минимума для аспирантов. В ней рассмотрены общие закономерности развития науки, её генезис, история, структура. Раскрывается динамика научного знания в Западной культуре, изменение типов научной рациональности, социокультурная обусловленность научного исследования, этика науки. Анализируются актуальные проблемы современной философии науки: релятивизация научного знания, научный реализм, объективность научного знания. Также слушатели курса изучат основные исследовательские программы в сфере современной философии науки, их содержание, применяемые методологии и притязания.
При изучении второй части данного курса слушатели получат возможность выйти за пределы своей профессиональной деятельности и выработать к ней рефлективное отношение. Благодаря изучению общих черт и особенностей науки, как формы познания и деятельности человека слушатели получат начальные навыки философского анализа науки. Знание, которое они освоят, может быть использовано ими контекст, в который могут быть помещены те или иные продукты исследовательской деятельности для определения их эвристического потенциала.
Курс предполагает выявление, характеристику и анализ основных методов и подходов, используемых в современных физико-математических науках, анализ основных исследовательских программ, определяющих облик современного математического, физического знания и информатики.
Преподаватели
Черникова Ирина Васильевна |
||
Суровцев Валерий Александрович доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой истории философии и логики философского факультета НИ ТГУ |
||
Ладов Всеволод Адольфович доктор философских наук, профессор, профессор кафедры онтологии, теории познания и социальной философии философского факультета НИ ТГУ |
Формат
Курс включает:
- тематические видеолекции;
- тестовые задания на оценку (по 8–20 вопросов к каждому разделу курса);
- вопросы для самопроверки.
Предусмотрено итоговое задание по содержанию всего курса.
Курс рассчитан на 10 недель изучения. Недельная учебная нагрузка обучающихся по курсу составляет 8–12 часов. Общая трудоемкость курса – 3 зачетные единицы.
Информационные ресурсы
В качестве дополнительных ресурсов слушателям рекомендуются использовать литературу и источники, список которых даётся в сопроводительных материалах к курсу.
Требования
Курс ориентирован на аспирантов и соискателей, которым необходимо сдать зачет по курсам «История и философия науки. Общие проблемы философии науки» и «История и философия науки. Философия техники и технических наук», а также соответствующий кандидатский экзамен.
От учащихся потребуется умение пользоваться оригинальными текстами по истории и философии науки, знание основ философии и философской теории познания.
Результаты обучения
В результате освоения курса аспирант должен:
Знать:
- предмет и проблемное поле истории и философии науки, характер современных социальных проблем, связанных с особенностями функционирования данной сферы общества;
- уметь отвечать на вопросы о природе науки, общих закономерностях научного познания в его историческом развитии и в изменяющемся социокультурном контексте;
- знать основные школы философии науки и основных представителей отечественной и зарубежной философии науки;
- ориентироваться в основных методологических и мировоззренческих проблемах, возникающих в науке на современном этапе ее развития;
- сформировать навыки методологического анализа в области теоретических и прикладных исследований.
Уметь:
- использовать базовые теоретические знания для решения профессиональных задач;
- применять на практике базовые профессиональные навыки;
Владеть:
- информацией по данной дисциплине, на уровне умения вести дискуссию и отстаивать собственную точку зрения.
Формируемые компетенции
Процесс изучения дисциплины «История и философия науки» направлен на формирование следующих универсальных компетенций:
- УК-2 – способность проектировать и осуществлять комплексные исследования, в том числе междисциплинарные, на основе целостного системного научного мировоззрения с использованием знаний в области истории и философии науки
- УК-3 – готовность участвовать в работе российских и международных исследовательских коллективов по решению научных и научно-образовательных задач
Направления подготовки
Для аспирантов всех тех специальностей, которым необходимо сдать зачет по курсам «История и философия науки. Общие проблемы философии науки» и «История и философия науки Философия естественных наук (физико-математические науки)», а также соответствующий кандидатский экзамен.
- Преподаватель: Коротаев Александр Григорьевич
- Преподаватель: Ладов Всеволод Адольфович
- Преподаватель: Липовских Наталья Владимировна
- Преподаватель: Риль Егор Сергеевич
- Преподаватель: Румянцева Екатерина Николаевна
- Преподаватель: Суровцев Валерий Александрович
- Преподаватель: Фаненштиль Татьяна Владимировна
- Преподаватель: Хмелева Марина Григорьевна
- Преподаватель: Черникова Ирина Васильевна
Первая часть курса знакомит слушателей с основными этапами динамики науки в Западной культуре, формирует знание о природе науки, соотношении фундаментального и прикладного знания в современных исследованиях. Вторая часть курса представляет опыт исследований философии техники и методологии технического знания, раскрывающих особенности технических знаний и истории инженерно-технических дисциплин.
О курсе
Первая часть курса построена в соответствии с программой кандидатского минимума для аспирантов. В ней рассмотрены общие закономерности развития науки, её генезис, история, структура. Раскрывается динамика научного знания в Западной культуре, изменение типов научной рациональности, социокультурная обусловленность научного исследования, этика науки. Анализируются актуальные проблемы современной философии науки: релятивизация научного знания, научный реализм, объективность научного знания. Также слушатели курса изучат основные исследовательские программы в сфере современной философии науки, их содержание, применяемые методологии и притязания.
При изучении второй части данного курса слушатели получат возможность выйти за пределы своей профессиональной деятельности и выработать к ней рефлективное отношение. Благодаря изучению общих черт и особенностей науки, как формы познания и деятельности человека слушатели получат начальные навыки философского анализа науки. Знание, которое они освоят, может быть использовано ими контекст, в который могут быть помещены те или иные продукты исследовательской деятельности для определения их эвристического потенциала.
Системный и интегративный характер инженерных задач обусловливает тесное взаимодействие естественных, технических и социально-гуманитарных наук, конкретным проявлением которого является появление информатики и информационных технологий. В этом контексте рассматривается техносфера современного постиндустриального общества, положение человека в современной социально-технической среде, особенности современных социальных систем и перспективы глобального технического развития.
Преподаватели
Черникова Ирина Васильевна доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой философии и методологии науки философского факультета НИ ТГУ |
||
Чешев Владислав Васильевич доктор философских наук, профессор кафедры философии и методологии науки философского факультета НИ ТГУ |
Формат
Курс включает:
-
тематические видеолекции;
-
тестовые задания на оценку (по 8–20 вопросов к каждому разделу курса) и задания на взаимную оценку ;
Предусмотрено итоговое задание по содержанию всего курса.
Курс рассчитан на 10 недель изучения. Недельная учебная нагрузка обучающихся по курсу составляет 8–12 часов. Общая трудоемкость курса – 3 зачетные единицы.
Информационные ресурсы
В качестве дополнительных ресурсов слушателям рекомендуются использовать литературу и источники, список которых даётся в сопроводительных материалах к курсу.
Требования
Курс ориентирован на аспирантов и соискателей, которым необходимо сдать зачет по курсам «История и философия науки. Общие проблемы философии науки» и «История и философия науки. Философия техники и технических наук», а также соответствующий кандидатский экзамен.
От учащихся потребуется умение пользоваться оригинальными текстами по истории и философии науки, знание основ философии и философской теории познания.
Результаты обучения
В результате освоения курса аспирант должен:
Знать:
-
предмет и проблемное поле истории и философии науки, характер современных социальных проблем, связанных с особенностями функционирования данной сферы общества;
-
уметь отвечать на вопросы о природе науки, общих закономерностях научного познания в его историческом развитии и в изменяющемся социокультурном контексте;
-
знать основные школы философии науки и основных представителей отечественной и зарубежной философии науки;
-
ориентироваться в основных методологических и мировоззренческих проблемах, возникающих в науке на современном этапе ее развития;
-
сформировать навыки методологического анализа в области теоретических и прикладных исследований.
Уметь:
-
использовать базовые теоретические знания для решения профессиональных задач;
-
применять на практике базовые профессиональные навыки;
Владеть:
-
информацией по данной дисциплине, на уровне умения вести дискуссию и отстаивать собственную точку зрения.
Формируемые компетенции
Процесс изучения курса направлен на формирование следующих универсальных компетенций:
-
УК-2 – способность проектировать и осуществлять комплексные исследования, в том числе междисциплинарные, на основе целостного системного научного мировоззрения с использованием знаний в области истории и философии науки
-
УК-3 – готовность участвовать в работе российских и международных исследовательских коллективов по решению научных и научно-образовательных задач
Направления подготовки
Для аспирантов и соискателей, которым необходимо сдать зачет по курсам «История и философия науки (общие проблемы философии науки)» и «История и философия науки. Философия техники и технических наук», а также соответствующий кандидатский экзамен.
- Преподаватель: Коротаев Александр Григорьевич
- Преподаватель: Липовских Наталья Владимировна
- Преподаватель: Риль Егор Сергеевич
- Преподаватель: Румянцева Екатерина Николаевна
- Преподаватель: Фаненштиль Татьяна Владимировна
- Преподаватель: Хмелева Марина Григорьевна
- Преподаватель: Черникова Ирина Васильевна
- Преподаватель: Чешев Владислав Васильевич
Первая часть курса знакомит слушателей с основными этапами динамики науки в Западной культуре, формирует знание о природе науки, соотношении фундаментального и прикладного знания в современных исследованиях. Вторая часть курса представляет конкретизацию основных черт современных социально-гуманитарных наук, преследуемых ими целей и задач, а также применяемых ими методов и подходов.
О курсе
Первая часть курса построена в соответствии с программой кандидатского минимума для аспирантов. В ней рассмотрены общие закономерности развития науки, её генезис, история, структура. Раскрывается динамика научного знания в Западной культуре, изменение типов научной рациональности, социокультурная обусловленность научного исследования, этика науки. Анализируются актуальные проблемы современной философии науки: релятивизация научного знания, научный реализм, объективность научного знания. Также слушатели курса изучат основные исследовательские программы в сфере современной философии науки, их содержание, применяемые методологии и притязания.
При изучении второй части данного курса слушатели получат возможность выйти за пределы своей профессиональной деятельности и выработать к ней рефлективное отношение. Благодаря изучению общих черт и особенностей науки, как формы познания и деятельности человека слушатели получат начальные навыки философского анализа науки. Знание, которое они освоят, может быть использовано ими контекст, в который могут быть помещены те или иные продукты исследовательской деятельности для определения их эвристического потенциала.
Слушатели изучат также основные исследовательские программы в сфере современной философии науки: их содержание, применяемые методологии, притязания, что позволит приобрести навыки их анализа. Материал курса представлен посредством критического анализа содержания и эвристического потенциала основных исследовательских программ, определяющих облик современного социального и гуманитарного знания: герменевтика, критическая теория, структурализм и постструктурализм.
Преподаватели
Черникова Ирина Васильевна |
||
Сыров Василий Николаевич доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой онтологии, теории познания и социальной философии философского факультета НИ ТГУ |
||
Петрова Галина Ивановна доктор философских наук, профессор, профессор кафедры онтологии, теории познания и социальной философии философского факультета НИ ТГУ |
||
Петренко Валерия Владимировна кандидат философских наук, доцент, доцент кафедры онтологии, теории познания и социальной философии философского факультета НИ ТГУ |
||
Агафонова Елена Васильевна кандидат философских наук, доцент, доцент кафедры онтологии, теории познания и социальной философии философского факультета НИ ТГУ |
Формат
Курс включает:
-
тематические видеолекции;
-
тестовые задания на оценку (по 8–20 вопросов к каждому разделу курса);
- вопросы для самопроверки;
-
словарь-тезаурус.
Предусмотрено итоговое контрольное тестирование по содержанию всего курса. Финальная оценка результатов обучения формируется на основе данных итогового тестирования и еженедельного контроля.
Курс рассчитан на 10 недель изучения. Недельная учебная нагрузка обучающихся по курсу составляет 8–12 часов. Общая трудоемкость курса – 3 зачетные единицы.
Информационные ресурсы
В качестве дополнительных ресурсов слушателям рекомендуется использовать литературу и источники, список которых даётся в сопроводительных материалах к курсу.
Требования
Курс ориентирован на аспирантов любых вузов всех специальностей, которым необходимо сдать зачет по курсам «История и философия науки. Общие проблемы философии науки» и «История и философия науки. Философия социально-гуманитарных наук», а также соответствующий кандидатский экзамен.
Требуется умение пользоваться оригинальными текстами по истории и философии науки, знание основ философии и философской теории познания.
Результаты обучения
Процесс изучения курса направлен на формирование следующих универсальных компетенций:
-
УК-2 – способность проектировать и осуществлять комплексные исследования, в том числе междисциплинарные, на основе целостного системного научного мировоззрения с использованием знаний в области истории и философии науки
-
УК-3 – готовность участвовать в работе российских и международных исследовательских коллективов по решению научных и научно-образовательных задач
Направления подготовки
Для аспирантов и соискателей, которым необходимо сдать зачет по курсам «История и философия науки. Общие проблемы философии науки» и «История и философия науки. Философия социально-гуманитарных наук», а также соответствующий кандидатский экзамен.
- Преподаватель: Агафонова Елена Васильевна
- Преподаватель: Петренко Валерия Владимировна
- Преподаватель: Петрова Галина Ивановна
- Преподаватель: Риль Егор Сергеевич
- Преподаватель: Сыров Василий Николаевич
- Преподаватель: Фаненштиль Татьяна Владимировна
- Преподаватель: Черникова Ирина Васильевна
Первая часть курса знакомит слушателей с основными этапами динамики науки в Западной культуре, формирует знание о природе науки, соотношении фундаментального и прикладного знания в современных исследованиях. Вторая часть курса представляет собой характеристику основных черт и специфики естественнонаучного знания, предметностью которого является жизнь и живые системы (биология, экология, медицина)
О курсе
Первая часть курса построена в соответствии с программой кандидатского минимума для аспирантов. В ней рассмотрены общие закономерности развития науки, её генезис, история, структура. Раскрывается динамика научного знания в Западной культуре, изменение типов научной рациональности, социокультурная обусловленность научного исследования, этика науки. Анализируются актуальные проблемы современной философии науки: релятивизация научного знания, научный реализм, объективность научного знания. Также слушатели курса изучат основные исследовательские программы в сфере современной философии науки, их содержание, применяемые методологии и притязания.
При изучении второй части данного курса слушатели получат возможность выйти за пределы своей профессиональной деятельности и выработать к ней рефлективное отношение. Благодаря изучению общих черт и особенностей науки, как формы познания и деятельности человека слушатели получат начальные навыки философского анализа науки. Знание, которое они освоят, может быть использовано ими контекст, в который могут быть помещены те или иные продукты исследовательской деятельности для определения их эвристического потенциала.
Слушатели окажутся в рефлексивной позиции к своей исследовательской деятельности. Анализ проблем, с которыми сталкивались выдающиеся биологи, экологи, медики, позволит слушателям по-новому взглянуть на прошлое и будущее науки, увидеть свое место в системе получения новых знаний о природе.
Преподаватели
Черникова Ирина Васильевна |
||
Осаченко Юлия Станиславовна кандидат философских наук |
Формат
Курс включает:
- тематические видеолекции;
- тестовые задания на оценку (по 8–20 вопросов к каждому разделу курса);
- творческие задания (эссе);
- вопросы для самопроверки.
Предусмотрено итоговое задание по содержанию всего курса.
Курс рассчитан на 10 недель изучения. Недельная учебная нагрузка обучающихся по курсу составляет 8–12 часов. Общая трудоемкость курса – 3 зачетные единицы.
Информационные ресурсы
В качестве дополнительных ресурсов слушателям рекомендуются использовать литературу и источники, список которых даётся в сопроводительных материалах к курсу.
Требования
Курс ориентирован на аспирантов и соискателей, которым необходимо сдать зачет по курсам «История и философия науки. Общие проблемы философии науки» и «История и философия науки. Философия техники и технических наук», а также соответствующий кандидатский экзамен.
От учащихся потребуется умение пользоваться оригинальными текстами по истории и философии науки, знание основ философии и философской теории познания.
Результаты обучения
В результате освоения курса аспирант должен:
Знать:
- предмет и проблемное поле истории и философии науки, характер современных социальных проблем, связанных с особенностями функционирования данной сферы общества;
- уметь отвечать на вопросы о природе науки, общих закономерностях научного познания в его историческом развитии и в изменяющемся социокультурном контексте;
- знать основные школы философии науки и основных представителей отечественной и зарубежной философии науки;
- ориентироваться в основных методологических и мировоззренческих проблемах, возникающих в науке на современном этапе ее развития;
- сформировать навыки методологического анализа в области теоретических и прикладных исследований.
Уметь:
- использовать базовые теоретические знания для решения профессиональных задач;
- применять на практике базовые профессиональные навыки;
Владеть:
- информацией по данной дисциплине, на уровне умения вести дискуссию и отстаивать собственную точку зрения.
Формируемые компетенции
Процесс изучения курса направлен на формирование следующих универсальных компетенций:
- УК-2 – способность проектировать и осуществлять комплексные исследования, в том числе междисциплинарные, на основе целостного системного научного мировоззрения с использованием знаний в области истории и философии науки
- УК-3 – готовность участвовать в работе российских и международных исследовательских коллективов по решению научных и научно-образовательных задач
Направления подготовки
Для аспирантов и соискателей, которым необходимо сдать зачет по курсам «История и философия науки. Общие проблемы философии науки» и «История и философия науки. Философия наук о живой природе», а также соответствующий кандидатский экзамен.
- Преподаватель: Риль Егор Сергеевич
- Преподаватель: Фаненштиль Татьяна Владимировна
- Преподаватель: Черникова Ирина Васильевна