Магистерская программа направлена на формирование у магистров целостного знания о молодежи, способности и готовности к организации и проведению научных исследований в молодежной среде, научно-методическому обеспечению работы с молодежью, организационно-управленческой деятельности, внедрению современных методик и технологий социально-педагогической и психолого-педагогической работы с различными категориями молодежи.
Цель программы - подготовка высококвалифицированных специалистов для работы с молодёжью в различных сферах: труда, права, политики, науки и образования, культуры и спорта, коммуникации; решения комплексных задач по реализации молодёжной политики; взаимодействия с государственными и общественными структурами, молодёжными общественными объединениями.
Магистр по направлению подготовки должен быть готов к решению профессиональных задач в соответствии с профильной направленностью ООП магистратуры и видами профессиональной деятельности:
В области психолого-педагогического сопровождения общего, дополнительного и профессионального образования:
- разработка психолого-педагогических проектов, обеспечивающих эффективное взаимодействие участников образовательного процесса;
- осуществление профессиональной деятельности в соответствии с нормативно-правовой базой, стандартами профессиональной деятельности и этическими нормами профессионального сообщества;
- организация и проведение мониторинговых исследований, разработка и реализация исследовательских и научно-практических проектов, анализ, обобщение и представление результатов собственной профессиональной деятельности;
- организация и участие в междисциплинарных психолого-педагогических и социально-реабилитационных исследованиях и иных мероприятиях во взаимодействии со смежными специалистами;
- организация межличностных контактов и общения участников образовательного процесса в условиях поликультурной среды;
- разработка и реализация образовательных программ психолого-педагогического направления, повышение психологической компетентности участников образовательного процесса;
- организация и руководство проектно-исследовательской деятельностью обучающихся;
- организация и руководство системой помощи обучающимся в процессе их профессиональной ориентации и профессионального самоопределения;
- проведение экспертизы образовательной среды;
- исследование и разработка проектов командообразования в учреждениях образования и социальной сферы.
В области социально-педагогической деятельности в учреждениях органов по делам молодежи, в учреждениях системы государственной поддержи детей и молодежи осуществляется через решение таких задач:
- профилактика негативных явлений в молодежной среде;
- психолого-педагогическое сопровождение интеграции молодежи в общество;
- психолого-педагогическая помощь подросткам и молодежи в разработке и реализации индивидуальных жизненных стратегий развития
- организация систематической работы по психолого-педагогическому просвещению молодежи, в том числе молодых родителей;
- организация и проведение реабилитационной и адаптационной деятельности с различными категориями молодежи, находящимися в трудной жизненной ситуации;
- формирование социальных компетенций молодежи.
В области научно-исследовательской деятельности решаются следующие задачи:
- изучение, анализ и обобщение результатов отечественных и зарубежных научных исследований в молодежной сфере с целью определения проблем исследования;
- разработка и реализация исследовательских и научно-практических проектов, направленных на анализ, обобщение и распространение массового опыта образовательно-воспитательной работы с различными категориями молодежи; проектирование и реализация научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, исследовательских и социальных проектов в сфере образования, государственной молодежной политики, социальной защиты;
- выявление особенностей построения индивидуальных траекторий развития различных категорий молодежи, разработка и реализация коррекционно-развивающих программ;
- участие в проектировании и создании психологически комфортной и безопасной среды жизнедеятельности молодежи;
- разработка и использование современных, в том числе, информационных и компьютерных методов психолого-педагогического исследования, с использованием современных средств обработки результатов, баз данных и знаний (сетевых, интернет -технологий);
- анализ и обобщение результатов исследовательских, развивающих, педагогических и иных социальных проектов в области психолого-педагогической работы с молодежью;
- экспертиза образовательных, социально-педагогических программ, проектов, психолого-педагогических технологий работы с молодежью с точки зрения их соответствия современным научным психолого-педагогическим подходам.
В области научно-методической деятельности:
- организация работы по научно-методическому обеспечению психолого-педагогической работы с различными категориями молодежи;
- анализ организации воспитательно-образовательной работы с молодежью в образовательных учреждениях и общественных организациях, разработка рекомендаций по оптимизации данного процесса;
- научно-методическое сопровождение профессиональной деятельности специалистов органов и отделов по работе с молодежью, образовательных учреждений в области воспитательно-образовательной работы с молодежью;
- анализ образовательной, досуговой, рекреационной, информационной молодежной среды;
- разработка информационных и методических материалов по работе с молодежью;
- проектирование совместно с педагогами образовательного учреждения индивидуальных траекторий повышения их квалификации.
В области организационно-управленческой деятельности:
- разработка перспективных моделей молодежной инфраструктуры;
- использование психолого-педагогических знаний и технологий в профилактике межэтнических и межконфессиональных конфликтов в молодежной среде;
- разработка и внедрение эффективных организационных моделей деятельности учреждений органов по делам молодежи;
- обеспечение условий для создания психологической комфортной среды в молодежных объединениях и организациях различного типа;
- организация и осуществление современных подходов в работе с различными категориями молодежи, создание планов карьерного и профессионального роста молодежи;
- организация внутриведомственного и межведомственного взаимодействия в молодежной сфере;
- разработка совместно с педагогами, специалистами сферы государственной молодежной политики стратегии и планов развития учреждений органов по делам молодежи, региональных молодежных программ.