Название курса: Психология развития и безопасности молодежи в образовательных средах
Факультет, кафедра: факультет психологии, кафедра общей и педагогической психологии
Направление: 39.04.03 Организация работы с молодежью
Учебный план: основная образовательная программа подготовки магистра, очная форма обучения, 1 курс
Дисциплина: Психология развития и безопасности молодежи в образовательных средах
Количество часов:72 (в том числе: лекции - 8, практические занятия - 16, самостоятельная работа - 48 )
Зачетные единицы: 2
Форма контроля: зачет, 2 семестр
Аннотация: Дисциплина «Психология развития и безопасности молодежи в образовательных средах» входит в предметный цикл и предназначена для вооружения магистрантов системой теоретических знаний, практических навыков и умений анализа психологических явлений и процессов, происходящих в образовательной среде, а также в поддержании и укреплении здоровья ее участников.
В содержании дисциплины отражены проблемы психологии развития, психологические аспекты безопасности в образовательных средах.
Темы: Модуль 1. Психология развития участников образовательного процесса
разделы:
Введение в психологию развития. Предмет, задачи, методологические принципы, организационные и эмпирические методы исследования.
Основные теории психического развития человека. Теории научения: классическое обусловливание: Дж.Уотсон; оперантное обусловливание: Б.Скиннер; теория социального научения А.Бандура, Дж.Роттер. Психодинамические теории: З.Фрейд, Э.Эриксон. Теории развития личности в рамках гуманистической психологии: А.Маслоу, К.Роджерс. Психическое развитие в рамках когнитивной психологии: Ж.Пиаже и др. Основные концепции психического развития в отечественной психологической науке: школа Л.С. Выготского. Проблема возрастной периодизации.
Особенности когнитивного и психосоциального развития в различные возрастные периоды. Особенности когнитивного и психосоциального развития в периоды подросткового, юношеского возраста. Кризисы возрастного развития. Психология взрослости.
Психология студенческого возраста: Социальная ситуация развития. Проблемы социально-психологической адаптации первокурсников, в т.ч. иностранных студентов; педагогическое управление процессом адаптации студентов, карта социально-психологической адаптации. Типология студентов, преподавателей и академических групп. Особенности социально-психологического климата студенческой группы; влияние социально-психологического климата на успеваемость студентов; управление социально-психологическим климатом студенческой группы. Психолого-педагогическое изучение участников образовательного процесса. Способы коммуникативных воздействий преподавателя и типы взаимоотношений с обучаемыми.
Модуль 2. Психологическая безопасность участников образовательного процесса как условие сохранения их психологического здоровья.
разделы:
Методологические и теоретические основы психологии безопасности:
Потребность в безопасности как базовая в иерархии потребностей человека (А. Маслоу); Место психологической безопасности в системе национальной безопасности. Понятие психологической безопасности (В.В.Рубцов, Баева, Г.В. Грачев, Т.С.Кабаченко и др.). Уровни психологической безопасности.
Специфика угроз психологической безопасности молодежи в различных образовательных средах Образовательная среда как составляющая образовательного пространства. Методологические и теоретические основы психологии безопасности образовательной среды. Опасности, риски, угрозы психологической безопасности в различных типах образовательных учреждений. Показатели психологической безопасности образовательной среды. Психологическая культура педагога как фактор и условие психологической безопасности образовательной среды.
Оценка и профилактика угроз психологической безопасности молодежи в различных образовательных средах
Диагностические показатели психологической безопасности образовательной среды: уровень отношения к среде, уровень удовлетворенности характеристиками образовательной среды; уровень защищенности от психологического насилия во взаимодействии. Методики оценки психологической безопасности участников образовательного процесса. Основные формы работы по профилактике угроз психологической безопасности субъектов в образовательных средах.
Ключевые слова: психология развития, психологическая безопасность, образовательная среда
Автор(ы) курса:Щелин Игорь Владимирович, к.психол.н, доцент, 529-720, igor.shchelin@mail.ru
Дата начала реализации: 1.09.2016 (апробация прошла в 2015-2016 учебном году)
Доступность: требуется обязательная регистрация студентов
Язык интерфейса: русский
URL:http://http://moodle.tsu.ru/course/view.php?id=1656¬ifyeditingon=1
- Преподаватель: Щелин Игорь Владимирович